Вестник Сингулярности

Опубликовано 10 мая 2017
Почему компания не может самостоятельно оценить собственное положение?
Практически в каждой компании те действия, которые необходимо совершить, для повышения объемов продаж и ускорения роста обычно являются очевидными и лежащими на поверхности для всех, кто находится снаружи компании, но не для тех, кто находится внутри.

Практически в каждой компании те действия, которые необходимо совершить, для повышения объемов продаж и ускорения роста обычно являются очевидными и лежащими на поверхности для всех, кто находится снаружи компании, но не для тех, кто находится внутри.

В чем же причина такого удивительного эффекта? Давайте попробуем разобраться.

Возможно ли адекватная оценка состояния компании изнутри?

Мы любим свою компанию и свои продукты. Ведь мы вкладываем в них столько усилий!

Так заложено природой, что обычно мы традиционно считаем себя “хорошими”. Любое сравнение себя с “другими” мы проводим в свою пользу. Мы оцениваем себя как наиболее квалифицированных специалистов в своей области. Родители считают своих детей самыми прекрасными. То, что мы отождествляем с собой мы считаем самым лучшим (или, в некоторых случаях, самым худшим).

Но в действительности наша оценка себя является неадекватной. Глаз не может посмотреть сам на себя. Врач не может поставить диагноз сам себе. Все, что мы знаем о себе - это либо наши догадки. либо слова других.

В крупных организациях этот эффект также хорошо знают, и поэтому аудитор никогда не оценивает сам себя. Для оценки одного аудитора всегда требуется другой аудитор, а врача всегда лечит другой врач.

Нейробиологический факт

Каждое убеждение человека в мозге выражено как группа связанных нейронов, и строить новые нейронные магистрали взамен старых довольно трудоемкое занятие.

Поэтому, пока мозгу выгодней игнорировать факты и делать ложные выводы, чем перестраивать свои нейронные соединения в соответствии с изменениями - он так и делает.

Относительно себя у каждого человека сбит прицел. Именно в связи с этим поведение людей и компаний не всегда адекватно текущей ситуации.

Как-то мы проводили стратегическую сессию у одного из наших клиентов - компании со своим производством и сетью из 60 магазинов. Присутствовал почти весь состав руководителей компании, и мы спросили их: “Как вы считаете, у вас продукт - правда хороший и работающий?” Все как один ответили - “да, наш продукт хороший и отлично работает”.

Мы провели небольшое исследование и оценили, как в реальности относятся клиенты к продуктам компании. Оказалось, что мнение двоякое - у кого-то продукт работает хорошо, а у кого-то не очень

Когда мы показали эти данные на совещании, каждый из директоров по очереди признался, что у них давно было мнение о том, что продукт работает некорректно, и что, наверное, необходимо как-то его поменять.

Этот пример ясно иллюстрирует, что есть истинна, а есть мнение, принятое в компании, и они часто отличаются. Только третье лицо способно посмотреть на компанию без розовых очков.

Наше мнение о себе реалистично только тогда, когда наши клиенты с этим согласны.

Среди компаний часто принято говорить, что “мы - лидеры рынка”. Какого рынка? “Наш продукт - хороший” - по какой линейке хороший?

Даже если кто-то из клиентов хвалит компанию - это совершенно не означает, что ее продукты удовлетворяет всех потенциальных потребителей.

То, что в реальности необходимо исследовать, чтобы увидеть истину - это негативные оценки, потому что именно они, часто, и отражают аспекты, которые необходимо усовершенствовать.

Признать собственную предвзятость

Единственный способ спастись от собственной предвзятости - осознать и признать ее. Как же увидеть истину о собственной компании без собственной оценки, таким какое оно есть?

Кен Уилбер, автор знаменитой Теории Всего, обращет наше внимание, что в каждом языке на любое событие есть 4 перспективы:

  • Первое лицо - Я
  • Второе лицо - Ты. Мы
  • Третье лицо, ед. число - Оно
  • Третье лицо, мн. число - Они

Таким образом в первом лице, глядя на свой продукт, я переживаю любовь и привязанность.

Во втором лице наши клиенты смотрят на него уже совсем по-другому - в контексте собственных задач - и тут мы получаем обратную связь от клиентов.

В третьем лице единственном числе сторонний человек может посмотреть на нашу компанию как врач - и увидеть особенности ее работы.

И наконец, в третьем лице множественном числе, третье лицо способно сравнить нашу компанию с другими по каким-либо обьективным показателям, используя научные методы.

Только соединив эти перспективы можно поправить прицел и осознать истинную картину событий.

Свет мой зеркальце скажи

Для того, чтобы смотреть на себя, необходимо зеркало. Интересно, что девочки смотрятся в зеркало в среднем значительно чаще чем мальчики. Это не только для того, чтобы на себя полюбоваться. Они пытаются оценить - как они выглядят со стороны.

Таким образом, для того, чтобы увидеть истинную картину событий, необходимо посмотреться в чистое зеркало.

Как в случае с примером из сказке Пушкина о спящей красавице, злой волшебнице и семи богатырях. Злая волшебница регулярно консультировалась с зеркалом, уточняя “Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”, и зеркало регулярно сообщало ей результаты бенчмаркинга.

В случае с бизнесом в роли структурированного зеркала обычно выступает консультант. Он помогает не только трезво посмотреть на то, что происходит в компании, но поделится лучшими практиками по решению задач, которые ему известны, что обычно существенно экономит время.

Опубликовано 10 мая 2017
Хотите повысить производительность Вашей организации?
Связаться с нами

© Сингулярность 2016 Все права защищены.

Политика конфиденциальности

Правовая информация